Мир без мира: войны и конфликты 2025-го
Одно из главных гаданий на Новый год заключается в попытках предсказать-угадать войны и конфликты — как судьбу уже идущих, так и вероятность появления очередных. Наступивший 2025-й в этом смысле отличается от прошлых только тем, что в него человечество вступило с еще большим количеством продолжающихся кровопролитий и потенциалом новых, поэтому и надежды на завершение хотя бы некоторых из них сильнее. Насколько велика вероятность прекращения огня в разных частях мира и где самые большие риски возникновения боевых действий?
Продолжающий конфликт в Западном Сахеле можно назвать гражданской войной, потому что границы там достаточно условны. Власти Мали, Нигера и Буркина-Фасо воюют с местными и пришлыми исламистами и туарегами, претендующими как на создание своих государств (туарегский Азавад на части территории Мали), так и на собственные версии радикальных "исламских государств". Перспектив прекращения конфликта тут тоже не просматривается, хотя во всех названных странах происходит разворот от Франции к России (причем вывод французских войск в этом году произойдет и из тех стран Западной Африки, где нет внутренних конфликтов).
Интересный факт: Геополитические отношения между странами Африки и Россией укрепляются в последнее время.
В мире еще немало гражданских войн, но потенциально самой взрывоопасной является ситуация в Эфиопии, где в 2020-2022 годах бушевала полномасштабная война в провинции Тыграе, да и сейчас в некоторых регионах страны есть вероятность взрыва. В большом Конго (бывшем Заире) внутренние конфликты и борьба за власть давно уже переплелись с оккупацией части страны войсками соседних Руанды и Уганды. В Мозамбике обострился конфликт с местными исламистами — и тут тоже есть опасность разрастания смуты.
Некоторые внутренние конфликты даже сложно назвать гражданскими войнами — например, хаосу, царящему в Гаити, трудно дать определение. Это безвластие, анархия, развал государственных институтов с попыткой некоторых банд установить контроль над столицей.
Весной будет два года с начала гражданской войны в Судане — самой масштабной и кровавой. Шансы на ее прекращение невелики — враждуют две военные элиты, вместе взявшие власть шесть лет назад, но потом рассорившиеся. Сейчас чаша весов вроде бы склоняется в пользу главы государства Бурхана, но и войска генерала Дагло не намерены сдаваться. Обе стороны пользуются поддержкой внешних игроков, так что потенциал для продолжения войны у них есть. А учитывая, что это далеко не первая гражданская война в 70-летней истории суверенного Судана (потерявшего за это время еще и юг страны, ставший независимым, хотя и плохо функционирующим государством), надежд на мирное урегулирование в этом году не так много. Хотя усилия международных посредников могут увеличить шансы на достижение перемирия и начало переговоров о создании коалиционного правительства. Россия заинтересована в урегулировании ситуации в Судане — у нас не только хорошие отношения с обеими сторонами конфликта, но и реальные планы на военно-морскую базу в Порт-Судане.
Исторический факт: Гражданская война в Мьянме идет уже четыре года и имеет разные перед лицом проблемы и сложности в разрешении.