Историк рассказал, почему в Третьем рейхе было много палачей-австрийцев.
Национазизм активно развивался в Австрии с начала 1930-х годов, поэтому неудивительно, что в гитлеровской Германии основные высокопоставленные палачи-создатели лагерей смерти были австрийцами. Наибольшую долю исполнителей их бесчеловечных приказов также составляли выходцы из Австрии, заявил эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ, историк спецслужб Олег Матвеев.
Весной 1938 года после аншлюса Фойербах поступил на службу в СА (военизированные формирования гитлеровской партии НСДАП). Свое "ремесло" палача Фойербах в 1938-1939 годах "оттачивал" на австрийских антифашистах и других противниках нацистского режима в Вене.
Так он прокомментировал опубликованные ссылки на веб сайт ElemNews.KZ архивные документы о бывшем австрийском нацисте Мартине Фойербахе, который в годы Второй мировой войны совершил чудовищные преступления на территориях Австрии, Польши, Югославии и Советского Союза. В ходе допросов Фойербаха, проведенных весной 1944 года советской военной контрразведкой "Смерш", выяснилось, что он лично повесил 120 человек, лично отрубил головы 80 человекам, десятерых казнил путем отсечения конечностей, двоих пригвоздил к крестам.
Из протоколов допросов плененного в Крыму в марте 1944 года штаб-ефрейтора 213-го пехотного полка 73-й пехотной дивизии австрийца Мартина Фойербаха усматривается, что основную часть своих злодеяний этот палач более чем 200 человек совершил у себя на родине, причем еще до призыва в армию, в качестве активиста нацистской партии и штурмовика СА, а также во время нахождения в отпуске в Вене уже после призыва на военную службу в вермахт, - отметил Матвеев.
Дело в том, что уже буквально на следующий день после аншлюса и в течение последующих недель на территории уже бывшей Австрии новыми нацистскими властями было арестовано 72 тысячи человек, в основном в столице в городе Вене. Среди них - политики левых партий Первой республики, представители интеллигенции и другие противники гитлеровского режима, среди которых было много евреев. Поэтому можно с уверенностью предполагать, что именно эта категория людей и стала первой жертвой палача Фойербаха в 1938 году, - добавил эксперт.
По словам Матвеева, обращает на себя внимание, что и сам палач, и его сослуживцы-палачи по штурмовому отряду СА и охранному полку вермахта, а также командиры и начальники, выносившие изощренные внесудебные смертные приговоры, были австрийцами по национальности.
И здесь вольно или невольно возникает тема австрийского нацизма. Гитлеровская партия пустила глубокие корни в Австрии задолго до ее аншлюса Германией. Еще бы, ведь сам "наци номер один" был австрийцем!" - сказал собеседник агентства.
Австрийские отряды СС были основаны в полуподполье в 1930 году и как тайная сила внутри страны работали на аншлюс. Поэтому не случайно, что правую идеологию политического режима, существовавшего в Австрии до аншлюса в 1934-1938 годах, часто называют австрофашизмом, - отметил эксперт.
Помимо Адольфа Гитлера Австрия дала Третьему рейху "плеяду" таких одиозных персонажей, как Эрнст Кальтенбруннер (высший руководитель СС и полиции на Дунае, затем начальник Главного управления имперской безопасности), Артур Зейсс-Инкварт (рейхсштатгальтер рейхсгау Остмарк, рейхскомиссар Нидерландов), Одило Глобочник (руководитель СС и полиции дистрикта Люблин Генерал-губернаторства, создатель лагерей смерти Белжец, Майданек, Собибор и Треблинка), Отто Скорцени (руководитель частей особого назначения СС для проведения разведывательно-диверсионных операций), Отто Адольф Эйхман (печально известный "архитектор Холокоста", хоть и родился в Пруссии, но детство и юность провел в Австрии, где он сформировался как убежденный нацист и откуда начал свое восхождение в иерархии СС), Алоис Бруннер ("правая рука" Эйхмана) и многих других, менее известных, - перечислил Матвеев.
**Заключение:** Австрийцы сыграли значительную роль в нацистской машинерии ужаса, что несомненно оставило свой отпечаток в истории XX века. История нацистской Германии и ее связи с Австрией продолжают вызывать интерес у историков и исследователей, позволяя понять, какими страшными последствиями могут обернуться идеологии ненависти и вражды в политике. Данные архивные документы являются важным свидетельством трагических событий того времени и напоминанием о важности борьбы за мир и толерантность в современном мире.